Классификация исторических событий явлений объектов это метод – классификация исторических явлений, событий, объектов

классификация исторических явлений, событий, объектов

Функции истории

1 Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств – это функция…воспитательная

2 Воспитательная функция исторического познания заключается в… формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

3 Практически-рекомендательная функция исторического познания заключается в… выработке научно обоснованного политического курса

4 Укажите верное толкование прогностической функции исторического знания… историческое знание позволяет предвидеть будущее

5 Уберите лишний элемент из логического ряда функций исторического знания… политическая

Методы изучения истории

1 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

2) ретроспективный: последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

3) синхронный: изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время

2 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1) системный: раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

2) типологический: классификация исторических явлений, событий, объектов

3) сравнительный: сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени

3 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1) идеографический: описание исторических событий и явлений

2) типологический: классификация исторических явлений, событий, объектов

3) проблемно-хронологический: изучение последовательности исторических событий во времени

4 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1) идеографический: описание исторических событий и явлений

2) сравнительный: сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

3) типологический: классификация исторических явлений, событий, объектов

5 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1) идеографический: описание исторических событий и явлений

2) системный: раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

3) проблемно-хронологический: изучение последовательности исторических событий во времени

Методология истории

1 Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название … географический детерминизм

2 Подход, в соответствии с которым разум рассматривается как единственный источник познания и исторического развития, – это… рационализм

3 Методологией называется… учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания

4 Абсолютизация классовой борьбы в историческом развитии различных стран содержалась в теории исторического развития … К. Маркса

5 Формационный подход к структурированию истории был предложен… К. Марксом

Историография истории

1 После Октября 1917 года в России началось создание концепции отечественной истории… марксистской

2 История исторической науки, её становления и развития называется… историографией

3 После Октября 1917 года началось создание концепции отечественной истории… марксистской

4 Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30 – 40 годы XIX века оказали дискуссии между… западниками и славянофилами

5 Наука, изучающая развитие исторических знаний, называется …историография

Формирование и развитие Киевской Руси

1 К истории Киевской Руси относится… разгром Хазарского каганата

2 Событием периода Киевской Руси был (-о, -а)…

разгром половцев Владимиром Мономахом

3 Укреплённые дворы княжеских управителей, установленные княгиней Ольгой, куда население должно было свозить дань, назывались… погостами

4 Монах Нестор являлся автором…..«Повести временных лет»

5 Наследственное земельное владение, появившееся в период Древней Руси, – это… вотчина

Политическая раздробленность

1 Для русских земель в домонгольский период политической раздробленности был (-о,-а) характерен (-но, -на)… расцвет культуры

2 Для русских земель в период политической раздробленности было (-а) характерно (-а)… ослабление обороноспособности княжеств

3 К периоду политической раздробленности относилась (-ось) … ликвидация угрозы со стороны половцев, нашествие Батыя

4 К причинам политической раздробленности русских земель относится… рост феодального землевладения

5 В результате восстания в 1136 году боярской республикой стал (-а) …

Новгород

Борьба с иноземными захватчиками

1 Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением:

studfiles.net

Методы исторического познания

Сравнительный метод изучения истории заключается в…

  • описании исторических событий и явлений

  • классификации исторических явлений, событий, объектов

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

  • последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

Типологический метод изучения истории заключается в…

  • последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

  • классификации исторических явлений, событий, объектов

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

  • описании исторических событий и явлений

Идеографический метод изучения истории заключается в…

  • классификации исторических явлений, событий, объектов

  • изучении последовательности исторических событий во времени

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

  • описании исторических событий и явлений

Ретроспективный метод изучения истории заключается в…

  • классификации исторических явлений, событий, объектов

  • описании исторических событий и явлений

  • последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

Проблемно-хронологический метод изучения истории заключается в…

  • изучении последовательности исторических событий во времени

  • раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития

  • классификации исторических явлений, событий, объектов

  • описании исторических событий и явлений

Системный метод изучения истории заключается в…

  • раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени

  • изучении последовательности исторических событий во времени

  • описании исторических событий и явлений

Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события – это метод…

  • ретроспективный

  • системный

  • идеографический

  • типологический

Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени – это метод…

  • типологический

  • ретроспективный

  • сравнительный

  • идеографический

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) сравнительный — 2) типологический — 3) проблемно-хронологический –

  • классификация исторических явлений, событий, объектов

  • изучение последовательности исторических событий во времени

  • сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) сравнительный — 2) ретроспективный – 3) идеографический —

  • сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

  • описание исторических событий и явлений

  • последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) системный – 2) идеографический — 3) синхронный –

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов

  • изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время

  • описание исторических событий и явлений

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) системный – 2) ретроспективный – 3) проблемно-хронологический –

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

  • изучение последовательности исторических событий во времени

  • проникновение в прошлое с целью выявления причины события

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) системный –

2) ретроспективный – 3) типологический —

  • классификация исторических явлений, событий, объектов

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

  • последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

Метод исторического исследования, показывающий, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошло и каковы итоги его развития, – это метод…

  • историко-типологический

  • историко-генетический

  • историко-сравнительный

  • историко-системный

Метод исторического исследования, позволяющий выявить сходство или различие между историческими объектами, сопоставляя их в пространстве и во времени, – это метод…

  • историко-системный

  • историко-генетический

  • историко-типологический

  • историко-сравнительный

Метод исторического исследования, позволяющий осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов, – это метод…

  • историко-сравнительный

  • историко-генетический

  • историко-типологический

  • историко-системный

Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии, – это метод…

  • историко-генетический

  • историко-сравнительный

  • историко-системный

  • историко-типологический

Задачу выявления взаимосвязанности и взаимообусловленности единичного, особенного, общего и всеобщего позволяет решить ________ метод.

  • сравнительный

  • историко-типологический

  • статистический

  • генетический

Под историей в научном познании в широком смысле понимается все то, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии…

studfiles.net

Методы исторического познания — КиберПедия

Сравнительный метод изучения истории заключается в…

  • описании исторических событий и явлений
  • классификации исторических явлений, событий, объектов
  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени
  • последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

Типологический метод изучения истории заключается в…

  • последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события
  • классификации исторических явлений, событий, объектов
  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени
  • описании исторических событий и явлений

Идеографический метод изучения истории заключается в…

  • классификации исторических явлений, событий, объектов
  • изучении последовательности исторических событий во времени
  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени
  • описании исторических событий и явлений

Ретроспективный метод изучения истории заключается в…

  • классификации исторических явлений, событий, объектов
  • описании исторических событий и явлений
  • последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события
  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

 

Проблемно-хронологический метод изучения истории заключается в…

  • изучении последовательности исторических событий во времени
  • раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития
  • классификации исторических явлений, событий, объектов
  • описании исторических событий и явлений

Системный метод изучения истории заключается в…

  • раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития
  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени
  • изучении последовательности исторических событий во времени
  • описании исторических событий и явлений

Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события – это метод…

  • ретроспективный
  • системный
  • идеографический
  • типологический

Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени – это метод…

  • типологический
  • ретроспективный
  • сравнительный
  • идеографический

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) сравнительный —
2) типологический —
3) проблемно-хронологический –

  • классификация исторических явлений, событий, объектов
  • изучение последовательности исторических событий во времени
  • сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) сравнительный —
2) ретроспективный –
3) идеографический —



  • сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени
  • описание исторических событий и явлений
  • последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) системный –
2) идеографический —
3) синхронный –

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов
  • изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время
  • описание исторических событий и явлений

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) системный –
2) ретроспективный –
3) проблемно-хронологический –

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
  • изучение последовательности исторических событий во времени
  • проникновение в прошлое с целью выявления причины события

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) системный –
2) ретроспективный –
3) типологический —

  • классификация исторических явлений, событий, объектов
  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
  • последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

Метод исторического исследования, показывающий, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошло и каковы итоги его развития, – это метод…

  • историко-типологический
  • историко-генетический
  • историко-сравнительный
  • историко-системный

Метод исторического исследования, позволяющий выявить сходство или различие между историческими объектами, сопоставляя их в пространстве и во времени, – это метод…

  • историко-системный
  • историко-генетический
  • историко-типологический
  • историко-сравнительный

Метод исторического исследования, позволяющий осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов, – это метод…



  • историко-сравнительный
  • историко-генетический
  • историко-типологический
  • историко-системный

Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии, – это метод…

  • историко-генетический
  • историко-сравнительный
  • историко-системный
  • историко-типологический

Задачу выявления взаимосвязанности и взаимообусловленности единичного, особенного, общего и всеобщего позволяет решить ________ метод.

  • сравнительный
  • историко-типологический
  • статистический
  • генетический

Под историей в научном познании в широком смысле понимается все то, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии…

  • равновесия
  • изменения и развития
  • маятника
  • покоя

Методология истории

Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется …

 

  • методологией
  • рационализмом
  • историографией
  • субъективизмом

Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …

  • субъективизма
  • географического детерминизма
  • марксизма
  • теологического подхода

Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название …

  • геология
  • рационализм
  • география
  • географический детерминизм

Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название …

  • марксизм
  • субъективизм
  • теологический
  • рационализм

Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название …

  • теологический
  • эволюционизм
  • субъективизм
  • волюнтаризм

Подход, в соответствии с которым исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получил название …

  • географический детерминизм
  • рационализм
  • марксизм
  • цивилизационный

Создателями формационной теории явились …

  • Н. Данилевский и А. Тойнби
  • В. Ленин и Ю. Мартов
  • К. Маркс и Ф. Энгельс
  • Г. Плеханов и В. Засулич

Подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, – это…

  • марксизм
  • рационализм
  • субъективизм
  • эволюционизм

Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли…

  • Н. Данилевский и А. Тойнби
  • К. Маркс и Ф. Энгельс
  • В. Ленин и Г. Плеханов
  • С. Соловьев и В. Ключевский

Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был _______________ подход.

  • цивилизационный
  • марксистский
  • синтетический
  • теологический

Марксистский подход в истории человеческого общества определяет _________ общественно-экономические(х) формации(й).

  • две
  • пять
  • три
  • четыре

Марксистская теория возникла в ______ веке.


Методология – это…

  • научная дисциплина о закономерностях исторического развития
  • научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса
  • теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания
  • теория научного исследования

Одной из основных задач в познании общественных процессов является раскрытие…

  • биологической обусловленности человеческого социума
  • социальных функций и их роли в развитии социального целого
  • влияния природно-климатических условий на человека
  • предмета и объекта исторического познания

Возникновение марксизма относится к…

  • началу XVIII в.
  • началу XX в.
  • концу XVIII в.
  • середине XIX в.

Один из основных методологических подходов современной исторической науки – …

  • субъективный
  • классовый
  • цивилизационный
  • формационный

Двумя основоположниками марксистского подхода к изучению истории являлись…

  • Ф. Аквинский
  • Ф. Энгельс
  • В.И. Ленин
  • Дж. Локк

Двумя основоположниками теологического подхода к изучению истории являлись…

  • Мартин Лютер
  • Фома Аквинский
  • Аврелий Августин (Блаженный)
  • Аристотель

Двумя положениями марксистского подхода к изучению истории являются тезисы о том, что государство появилось как результат…

  • общественного договора
  • насилия, завоевания слабых племен сильными
  • изменения социально-экономических отношений
  • образования классов и обострения борьбы между ними

Двумя положениями теологического подхода к изучению истории являются идеи о(об)…

  • верховенстве государства над церковью
  • необходимости отделения церкви от государства
  • историческом процессе как результате проявления божественной воли
  • божественном характере государства

Методология – это…

  • совокупность основных подходов и методов исследования
  • описательное исследование
  • совокупность статистических методов исследования
  • умение выстроить события в хронологической последовательности

Формационному подходу к изучению и изложению истории не соответствует положение –…

  • все страны проходят одинаковые стадии развития
  • прогрессивность исторического развития
  • исторический процесс прерывист
  • человеческая история едина

Цивилизационному подходу к истории не соответствует положение –…

  • каждое сообщество людей проходит определённые стадии развития, во многом аналогичные возрастам человека
  • каждое сообщество людей обладает неповторимым обликом и яркими характерными чертами
  • человеческая история едина
  • исторический процесс прерывист

cyberpedia.su

1) Типологический;

ТЕСТ: Методика и методология истории

  1. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для:

а) эволюционизма;

б) рационализма;

в) марксизма;

г) теологического подхода;

  1. Укажите правильное соответствие между методом исторического познания и его определением:

1) сравнительный;

2) типологический;

3) синхронный;

а) классификация явлений;

б) сопоставление исторических явлений во времени и пространстве;

в) изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время;

  1. У истоков исторической науки стояли:

а) Н.Я.Данилевский и А.Тойнби;

б) В.И.Ленин и Г.В.Плеханов;

в) В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов;

г) С.М.Соловьев и В.О.Ключевский;

  1. Представитель цивилизационного подхода к истории:

а) О.Шпенглер;

б) К.Маркс;

в) С.Соловьев;

г) Н.Карамзин;

  1. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением: 1) социальной памяти;

2) воспитательная;

3) прогностическая;

а) предвидение будущего;

б) способ идентификации и ориентации общества и личности;

в) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

  1. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:

2) ретроспективный;

3) синхронный;

а) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины событий;

б) изучение исторических событий, происходивших в одно и то же время;

в) классификация исторических событий, явлений, объектов;

  1. Прогностическая функция истории позволяет:

а) выявить законы исторического развития;

б) на основе анализа прошлого предвидеть будущее;

в) формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий;

г) составить адекватное представление о развитии страны;

  1. Методологией называется:

а) научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса;

б) теория научного исследования;

в) научная дисциплина о закономерности исторического развития;

г) теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку научного познания;

  1. Для советских историков методологической основой для изучения истории было учение:

а) В.Ключевского и С.Соловьева;

б) И.Канта и Г.Гегеля;

в) В.Ленина и К.Маркса;

г) О.Шпенглера и А.Тойнби;

  1. Создатели формационной теории:

а) Г.Плеханов, В.Засулич;

б) К.Маркс, Ф.Энгельс;

в) Н.Данилевский, А.Тойнби;

г) В.Ленин, Ю.Мартов;

  1. Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением: 1) воспитательная;

2) познавательная;

3) социальной памяти;

а) выявление закономерностей исторического развития;

б) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

в) способ идентификации и ориентации общества, личности;

  1. На советскую историческую науку оказывал диктат:

а) теологии;

б) самодержавия;

в) марксизма-ленинизма;

г) цивилизационного подхода;

  1. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:

1) Сравнительный;

2) системный;

3) проблемно-хронологический;

а) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов;

б) сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени;

в) изучение последовательности исторических событий во времени;

  1. Раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития – это метод:

а) идеографический;

б) сравнительный;

в) типологический;

г) системный;

  1. Классификация исторических явлений составляет основу:

а) идеографического;

б) историко-генетического;

в) историко-сравнительного;

г) историко-типологического;

  1. Установить соответствие между функцией исторического знания и её определением: 1) прогностическая;

2) практически-рекомендательная;

3) социальной памяти;

а) предвидение будущего;

б) выработка научно-обоснованного политического курса;

в) способ идентификации общества, личности;

  1. Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название:

а) марксизм;

б) субъективизм;

в) рационализм;

г) теологический;

  1. Обнаружение сходства и различия, объяснение явления с помощью аналогии: цель метода:

а) идеографического;

б) системного;

в) сравнительного;

г) типологического;

  1. Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается:

а) М.В.Ломоносов;

б) В.Н.Татищев;

в) Г.Миллер;

г) М.Н.Покровский;

  1. Метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим, называется:

а) историко-сравнительным;

б) историко-системным;

в) историко-типологическим;

г) историко-генетическим;

  1. В соответствии с марксистским подходом, история человечества представляет собой смену____общественно-экономических формаций:

а) трёх;

б) пяти;

в) четырех;

г) двух;

  1. Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением: 1) познавательная;

studfiles.net

Методы исторического познания

176885 Сравнительный метод изучения истории заключается в…

176886 Типологический метод изучения истории заключается в…

  • классификации исторических явлений, событий, объектов +

176887 Идеографический метод изучения истории заключается в…

390559 Ретроспективный метод изучения истории заключается в…

176888 Проблемно-хронологический метод изучения истории заключается в…

176889 Системный метод изучения истории заключается в…

Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события – это метод…

176891 Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени – это метод…

617025 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) сравнительный — сопоставление 2) типологический — классификация 3) проблемно-хронологический – изучение последовательности

  • классификация исторических явлений, событий, объектов 2

  • изучение последовательности исторических событий во времени 3

  • сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени 1

617026 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) сравнительный — сопоставление 2) ретроспективный – проникновение в прошлое 3) идеографический — описание

  • сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

  • описание исторических событий и явлений

  • последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

617032 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) системный – внутренние механизмы 2) идеографический — описание 3) синхронный – разные события в одно и то же время

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов 1

  • изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время 3

  • описание исторических событий и явлений 2

617036 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) системный – внутренние механизмы 2) ретроспективный – в прошлое 3) проблемно-хронологический – последовательность событий

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

  • изучение последовательности исторических событий во времени

  • проникновение в прошлое с целью выявления причины события

617037 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) системный – внутренние механизмы 2) ретроспективный – в прошлое 3) типологический — классификация

  • классификация исторических явлений, событий, объектов

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

  • последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

176894 Метод исторического исследования, показывающий, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошло и каковы итоги его развития, – это метод…

  • историко-типологический

  • историко-генетический +

  • историко-сравнительный

  • историко-системный

176895 Метод исторического исследования, позволяющий выявить сходство или различие между историческими объектами, сопоставляя их в пространстве и во времени, – это метод…

  • историко-системный

  • историко-генетический

  • историко-типологический

  • историко-сравнительный +

176896 Метод исторического исследования, позволяющий осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов, – это метод…

  • историко-сравнительный

  • историко-генетический

  • историко-типологический +

  • историко-системный

176897 Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии, – это метод…

  • историко-генетический

  • историко-сравнительный

  • историко-системный +

  • историко-типологический

176902 Задачу выявления взаимосвязанности и взаимообусловленности единичного, особенного, общего и всеобщего позволяет решить ________ метод.

  • сравнительный

  • историко-типологический

  • статистический

  • генетический

176903 Под историей в научном познании в широком смысле понимается все то, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии…

studfiles.net

учебные материалы по истории отечества / тесты по истории отечества / ДЕ 1

Вопрос 1: Функция социальной памяти заключается в…

— в способе идентификации и ориентации общества, человека (100)

— выработка научно обоснованного политического курса (0)

— формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств (0)

— выявлении закономерностей исторического развития (0)

— объяснении прошлого и показе тенденции общественного развития в будущем (0)

Вопрос 2: Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название…

— субъективизм (100)

— синтетический (0)

— эволюционный (0)

— детерминизм (0)

— объективизм (0)

Вопрос 3: Кто ввёл в научный оборот понятие «общественно — экономическая формация»?

— К. Маркс (100)

— Л. Фейербах (0)

— Г. Гегель (0)

— В. Ленин (0)

— Н. Бердяев (0)

Вопрос 4: Назовите философа, употреблявшего термин «цивилизация» как определённую стадию в развитии локальных культур, стадию их деградации и упадка.

— О. Шпенглер (100)

— Л. Морган (0)

— Ф. Энгельс (0)

— А. Тойнби (0)

— Дж. Вико (0)

Вопрос 5: Укажите соответствие между методом исторического познания и его определением: идеографический

— описание исторических событий (100)

— сопоставление исторических объектов в пространстве и времени (0)

— классификация исторических явлений, событий (0)

— проникновение в прошлое с целью выявления причины событий (0)

Вопрос 6: Укажите соответствие между методом исторического познания и его определением: типологический

— классификация исторических явлений, событий (100)

— сопоставление исторических объектов в пространстве и времени (0)

— описание исторических событий (0)

— проникновение в прошлое с целью выявления причины событий (0)

Вопрос 7: Познавательная функция исторического познания заключается в…

— выявлении закономерностей исторического развития; (100)

— выработке научно обоснованного политического курса (0)

— формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств (0)

— идентификации и ориентации общества, личности (0)

— предвидении будущего (0)

Вопрос 8: Первый обобщающий труд по истории России написал «птенец гнезда Петрова»…

— Татищев В. Н. (100)

— Карамзин Н. М. (0)

— Меншиков А. М. (0)

— Соловьёв М. В. (0)

— Ломоносов М. В. (0)

Вопрос 9: Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется…

— методологией (100)

— историографией (0)

— субъективизм (0)

— рационализмом (0)

— объективизм (0)

Вопрос 10: К цивилизационно — культурологической (нелинейной) интерпретации истории относится концепция:

— О. Шпенглера (100)

— античная концепция кругооборота истории (0)

— Тюрго (0)

— К. Маркса и Ф. Энгельса (0)

— Вико (0)

Вопрос 11: Сравнительный метод исторического познания — это…

— сопоставление исторических объектов в пространстве и времени (100)

— классификация исторических явлений, событий, объектов (0)

— построение во времени разнообразных по природе исторических явлений и процессов (0)

— описание индивидуальных особенностей исторических фактов (0)

— движение мысли от современного видения объекта в прошлое с целью выяснения причины его появления (0)

Вопрос 12: «Отцом истории» считается…

— Геродот (100)

— Геракл (0)

— В. Н. Татищев (0)

— Н. М. Карамзин (0)

— М. В. Ломоносов (0)

Вопрос 13: Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название:

— географический детерминизм (100)

— рационализм (0)

— география (0)

— геополитика (0)

— геостратегия (0)

Вопрос 14: Основоположником антинорманской теории считается российский энциклопедист:

— М. В. Ломоносов (100)

— Н. М. Карамзин (0)

— В. Н. Татищев (0)

— Б. А. Рыбаков (0)

— М. В. Нечкина (0)

Вопрос 15: Историко-сравнительный метод в историческом исследовании — это ……

— сопоставление исторических объектов в пространстве и времени, выявление сходства и различия между ними (100)

— изучение исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели (0)

— анализ общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования (0)

— описание индивидуальных особенностей исторических фактов и явлений (0)

— вскрытие намёков в тексте и изучение исторических реалий (0)

Вопрос 16: Историко-системный метод в историческом исследовании — это ……

— анализ общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования (100)

— изучение исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели (0)

— сопоставление исторических объектов в пространстве и времени, выявление сходства и различия между ними (0)

— описание индивидуальных особенностей исторических фактов и явлений (0)

— вскрытие намёков в тексте и изучение исторических реалий (0)

Вопрос 17: Вспомогательная историческая наука генеология — это наука о…

— происхождении и родственных связях (100)

— монетах (0)

— государственных актах (0)

— печатях (0)

— гербах (0)

— дипломатических связях различных государств (0)

Вопрос 18: Вспомогательная историческая наука геральдика — это наука о…

— гербах (100)

— монетах (0)

— государственных актах (0)

— печатях (0)

— происхождении и родственных связях (0)

— дипломатических связях различных государств (0)

Вопрос 19: Вспомогательная историческая наука дипломатика — это наука о…

— государственных актах (100)

— монетах (0)

— гербах (0)

— печатях (0)

— происхождении и родственных связях (0)

— дипломатических связях различных государств (0)

Вопрос 20: Вспомогательная историческая наука нумизматика — это наука о…

— монетах (100)

— гербах (0)

— государственных актах (0)

— печатях (0)

— происхождении и родственных связях (0)

— дипломатических связях различных государств (0)

Вопрос 21: Вспомогательная историческая наука сфрагистика — это наука о…

— печатях (100)

— монетах (0)

— государственных актах (0)

— гербах (0)

— происхождении и родственных связях (0)

— дипломатических связях различных государств (0)

Вопрос 22: Практически-рекомендательная функция заключается в ….

— выработке научно обоснованного политического курса (100)

— выявлении закономерностей исторического развития (0)

— формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств (0)

— способе идентификации и ориентации общества, человека (0)

— объяснении прошлого и показе тенденций общественного развития в будущем (0)

Вопрос 23: Выявлением случайных элементов и определением их меры занимается метод:

— информационно-энтропийный (100)

— идеографический (0)

— диахронический (0)

— историко-генетический (0)

— герменевтики (0)

Вопрос 24: К этнографическим источникам относятся:

— культурно-бытовые предметы (100)

— тексты на камне, папирусе, бересте (0)

— легенды, басни, поговорки (0)

— фото- и киноматериалы (0)

— имена собственные (0)

Вопрос 25: Подход, рассматривающий историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название…

— эволюционизм (100)

— объективизм (0)

— детерминизм (0)

— субъективизм (0)

— регресс (0)

Вопрос 26: Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, О.Тоффлер — это…

— ученые — сторонники теории постиндустриального общества (100)

— известные политические деятели стран Западной Европы (0)

— философы — марксисты (0)

— практики — революционеры (0)

— реформаторы XX века (0)

Вопрос 27: Как называется учение об осмыслении вопросов о человеке, его судьбе и предназначении, о смысле и цели истории, конце истории?

— историософия (100)

— историография (0)

— историческая антропология (0)

— источниковедение (0)

— квантитативная история (0)

Вопрос 28: Назовите имя первого официального русского историографа середины XVIII века?

— Г.Ф. Миллер (100)

— М.М. Щербатов (0)

— В.Н. Татищев (0)

— Н.М. Карамзин (0)

— М.В. Ломоносов (0)

Вопрос 29: Теорию общественно-экономических формаций относим к …

— спиралевидной модели, которая видит историю как движение вперед, сопровождающееся повторением пройденных этапов, но каждый раз на более высоком уровне (100)

— линейной модели, которая отражает представление о прямолинейности общественного развития (0)

— многовариантной модели, которая не видит историю как единый процесс. Она предполагает, что независимо друг от друга в разных частях Земного шара сформировались сообщества, сохраняющие свою самобытность, свою историческую судьбу (0)

— циклической модели истории, которая представляет историю в виде повторяющихся циклов, не несущих в себе ничего нового (0)

Вопрос 30: Укажите содержание формационного подхода, который выделяют в интерпретации исторического процесса?

— учитывает поступательно-стадиальный, прогрессивный характер развития человеческой истории, развитии, ее хронологию (100)

— учитывает всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций, развитие общества в пространстве (0)

Вопрос 31: Укажите содержание цивилизационного подхода, который выделяют в интерпретации исторического процесса?

— учитывает всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций, развитие общества в пространстве (100)

— учитывает поступательно-стандиальный, прогрессивный характер развития человеческой истории, развитии, ее хронологию (0)

Вопрос 32: Содержание вспомогательной исторической дисциплины археология отражает…

— изучение памятников материальной культуры (100)

— историю письма (0)

— изучение имен собственных (0)

— знания об исторических мерах длины (0)

— изучение географических названий (0)

Вопрос 33: Содержание вспомогательной исторической дисциплины метрология отражает…

— знания об исторических мерах длины (100)

— историю письма (0)

— изучение памятников материальной культуры (0)

— изучение имен собственных (0)

— изучение географических названий (0)

Вопрос 34: Содержание вспомогательной исторической дисциплины ономастика отражает…

— изучение имен собственных (100)

— историю письма (0)

— изучение памятников материальной культуры (0)

— знания об исторических мерах длины (0)

— изучение географических названий (0)

Вопрос 35: Содержание вспомогательной исторической дисциплины палеография отражает…

— историю письма (100)

— изучение имен собственных (0)

— изучение памятников материальной культуры (0)

— знания об исторических мерах длины (0)

— изучение географических названий (0)

Вопрос 36: Содержание вспомогательной исторической дисциплины топонимика отражает…

— изучение географических названий (100)

— историю письма (0)

— изучение памятников материальной культуры (0)

— знания об исторических мерах длины (0)

— изучение имен собственных (0)

studfiles.net

Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов

Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений.

Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени.

Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития.

Для объективного исследования истории необходим комплекс исторических источников, к которым относятся:

Письменные (летописи, своды, документы и т.д.)

Вещественные (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные сооружения и т.д.)

Устное народное творчество (фольклор, сказки, поговорки и т.д.)

Лингвистические (географические названия, личные имена и т.д.)

Кино-фото-документы.

Понятие история рассматривается с 2х позиций:

Процесс развития человеческого общества.

Обозначение науки, изучающее прошлое человечества.

Объект изучения истории: Общество

Предмет: Закономерности социально-экономического и политического развития общества и государства.

Закономерность – объективно существующее повторяющаяся связь явлений реальной жизни, выражающаяся в исторических событиях и фактах.

Чтобы понять сущность науки, нужно проследить путь ее становления или развития. Этим занимается историография, т.е. совокупность исторических исследований или история исторической науки. В историографии можно выделить несколько этапов:

I. В начальные века отечественная история передавалась через устную традицию (песни, легенды, былины).

II В средние века в России историография носила религиозный характер мышления.

II. Научное освещение российской истории начинается с XVIII в, так называемый дворянский этап.

Первый научный труд по истории России принадлежит Василию Никитичу Татищеву – крупнейшему дворянскому историку эпохи Петра I. Его капитальный труд «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах.

К этому же периоду относится Михаил Васильевич Ломоносов – автор ряда трудов по русской истории («Краткий российский летописец с родословием», «Древняя российская история»), в которых он положил начало борьбе против норманнской теории образования древнерусского государства.

Первый капитальный труд по истории Российского государства принадлежал Николаю Михайловичу Карамзину (1766 – 1826) 12 томов «Истории государства Российского».

IV. К новому этапу историографии относятся Сергей Михайлович Соловьев, автор многотомного труда «История России с древнейших времен», Василий Осипович Ключевский, написавший «Курс русской истории».

V. Советская историография, которая в изучении истории использовала формационный подход. К этому этапу относятся ученые, как М. Покровский (Краткий Курс ВКП(б), Греков Б. Д. Рыбаков Б. А.(язычество Древней Руси).

В настоящее время наблюдается тенденция с одной стороны, возврат к периодизации отечественной истории Соловьева, Ключевского и других дореволюционных историков, с другой – предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами.

2. Главные достижения античной эпохи:

Расцвет человеческой личности и приоритет духовной сферы, подъем науки и искусства

Разделение труда: умственного и физического.

Рождение систем абстрактных наук (подразумеваю что это об этике, и подобное)

Возникновение мировых религий: а м.р. стали важны шагом для упорядочения сферы идеологии, стали важными интеграционными факторами для взаимопонимания между народами, причисленных к одной вере.

Формирование городов-государств – полисов.

Этапы античности:

Первый (гомеровская Греция), который длился XII-VI ст. к н.э., характеризовался господством земледельческой аристократии, патриархальными родовыми отношениями.

Второй, который начался в VI ст. и длился к началу нашей эры, активно развивались ремесла, товарно-денежные отношения, получила широкое применение рабская работа во всех сферах производства. В политической жизни соревновались аристократия и демократия (торгово-ремесленные прослойки города), что послужило причиной постепенное отстранения аристократии от власти. Следствием этих изменений стало перемещение центра социально-экономического жизни из села в город, преобразование города из сердцевины аристократии на ремесленно-торговый центр.

Великое переселение народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII вв., разрушивших Западную Римскую империю и затронувших ряд территорий Восточной Европы. Прологом Великого переселения народов было передвижение германских племён (готы, бургунды, вандалы) в конце II — начале III вв. к Чёрному морю. Непосредственным толчком к Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70- х гг. IV в.). В VI—VII вв. на территорию Восточной Римской империи вторгались славянские (склавины, анты) и другие племена.

Причины
Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных причин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремились в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов[источник не указан 158 дней].

Последствия

Социально-экономические и политические последствия В. п. н. были чрезвычайно велики.
Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи).
На значительной части Северного Средиземноморья распространяется свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, создаются предпосылки для формирования феодального строя (что частично было подготовлено внутренним развитием Римской империи).

4. История народов нашей страны своими корнями уходит в глубокую древность. Родиной их далеких предков была Евразия. Индоевропейцы (предки германских, славянских и некоторых других народов) пришли в Европу из степей Северного Причерноморья и Поволжья (район их более раннего расселения вызывает споры) и первоначально заселили нижнее и среднее течение Дуная, северную часть Балкан. Под влиянием миграционных процессов единая индоевропейская общность распадается: племена, устремившиеся на Восток, доходят до побережья Каспия, проникают в Малую Азию и постепенно заселяют Индостанский полуостров. Движение на Запад позволило индоевропейцам продвинуться в глубь Европы. Время выделения славян (точнее — праславян) из индоевропейской языковой и этнической общности обычно относят ко II — I тыс. до н. э. Скорее всего, процесс обособления праславянских племен происходил тогда, когда племена расселились в Европе. По археологическим данным, прародиной славян являлась территория, которая простиралась от Одера на западе до Днепра на востоке, от Вислы и Припяти на севере до Дуная на юге. Ближайшими соседями славян на западе были кельтско-иллирийские племена, на севере — балтийские и финно-угорские, на юго-востоке — ираноязычные, на юго-западе — дакийские.

Главным местом обитания древних славян стал лес, который спасал от степных кочевников, давал пищу, одежду и обувь, жилище и топливо. Основными занятиями славянских племен были подсечное лесное земледелие, охота, бортничество, лесные промыслы. Другой природной стихией древнего человека были реки с их обильными рыбными запасами. Реки являлись главными средствами сообщения. Именно по течению рек шла славянская колонизация, проходили торговые пути, связывающие славян с другими народами. Так, «путь из варяг в греки» через Днепр соединял Балтику с Черным морем и Византией. Именно на этом пути возникли первые города — Новгород, Смоленск, Киев

Славяне, как и другие народы, находившиеся на стадии военной демократии, были язычниками. Они поклонялись силам природы, которые были непонятны человеку, обожествляли умерших предков. При всех неповторимых особенностях язычество восточных славян являлось лишь ветвью общеславянского, шире — общеиндоевропейского, более того — общечеловеческого древа языческой религии и мифологии. Славянские дохристианские верования в своем развитии прошли три этапа. Первоначально славяне приносили жертвы упырям и берегиням. Упыри — это вампиры, оборотни, олицетворявшие зло. Берегини — добрые, помогающие человеку духи. эээ




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *